449

11 июля вечером мы с Сашулей и Митей отправились на авиаперекладных в Крым. Прилетели сначала в Киев, где к своему удивлению без проблем устроились ночевать в трёхместном номере Бориспольской гостиницы для транзитных пассажиров, той самой, где когда-то останавливались уже дважды. Митя впервые оказался в гостинице и ему очень понравилось. А утром уже перелетели из Киева в Симферополь, оттуда автобусом в Севастополь со своими фиктивными командировочными удостоверениями, и в обед были на Северной стороне.
Павел был в командировке почти всё наше время пребывания в Севастополе, а посему мы никуда с Северной и не вылезали практически. Образ жизни вели преразмереннейший: бег у нас с Митей утром и вечером по обычному маршруту (через дачи и по обрыву над морем к "камушкам"), у Сашули зарядка утром на берегу моря у "камушков", купание утром и вечером после бега и днём просто так, валяние на пляжах с чтивом (Милочка носила журналы), у меня мемуары часа по три в день между завтраком и дневным купанием, у Сашули шитьё, у Мити валяние на диване с чтением или рисованием - вот и все наши развлечения.
В самом конце нашего пребывания Люба с Андрюшкой появились, Павел приехал, отметили Андрюшкино 18-летие без спиртного (а на Митин день рождения я в одиночку спирту накушался тёплого до небольшого отравления), Павел и Милочка по-прежнему блюли сухой закон.

Люба и Андрюшка Пронько в Любимовке 1 августа 1987 г., Андрюшке – 18 лет!

Хоть и без ярких в этот раз впечатлений, но отдохнули отлично, здоровье поправили, форму спортивную восстановили.
Вернувшись в Калининград, Сашуля вышла на работу, а я остался догуливать свой 48-дневный отпуск, да ещё у меня с прошлого года полотпуска неиспользованные сохранились - это я решил на зиму для рыбалок отложить. К Сашулиному дню рождения я купил ей в подарок пару пластинок новых (Никитиных и Окуджаву), но к величайшему огорчению своему убедился, что слушать их на нашем проигрывателе невозможно - игла не держится, скачет, особенно в начале пластинки, Сашуля-то давно им возмущалась уже.
Пришлось в добавок к пластинкам новый электрофон покупать - "Вегу-109" с колонками, проверенный аппарат, он у Кореньковых, Шагимуратовых и Милочки есть. Теперь и у нас стало можно музыку слушать, а то обходились всё "Ригондой" - первым нашим крупным семейным приобретением "из мебели", сделанным ещё в 1966 году.
12 августа Сашуля улетела во Владимир (пришлось взять отпуск в счёт отгулов) - маму её положили на операцию по удалению желчного пузыря (камни), она очень переживала и просила Сашулю приехать. Операция прошла благополучно, и 21 августа Сашуля вернулась, а до того мы жили мужской компанией - я, Митя и Гена Бирюков, который приехал 14 августа к нам в гости на две недели провести часть своего отпуска.
Гену мы приобщили к физкультуре (в молодости-то он очень спортивным парнем был, а сейчас забурел): каждое утро зарядку делали втроём во дворе 24-й школы и бегали вокруг озера. Гена при этом сразу ногу себе повредил, но продолжал терпеть наши истязания. И говорил, что ему нравится.
Отдыхали мы с Геной и Митей очень активно: и за грибами ездили, и на рыбалку, и за малиной, и за янтарём, и просто на море купаться, и на футболы ходили, и в теннис настольный с Михалычем и Димой играли.
16 августа ездили во Владимирово. За два часа набрали две трети корзины (30 подберёзовиков, 4 подосиновика, лисички, сыроежки). А после леса, пообедав, ходили ещё на футбол "Балтика"-"Звейниекс" (Лиепая) 1:0. Гол Арсеньев забил со штрафного в своём стиле.
17 августа ездили на заставу. Грибов нет, набрали немного янтаря. Потерял в лесу джемпер от синего шерстяного спортивного костюма и очень расстроился. А на следующий день куртка нашлась дома - в лесу её Гена со своей спутал и сунул к себе в сумку.
18 августа ездили на рыбалку с Геной и Серёжей к лодочной станции, что перед Взморьем на морском канале. Лодочника не было дома, и лодочная станция, как таковая, не функционировала - выходной. Но мы предусмотрительно погрузили в коляску Серёжину резиновую лодку и переправились на ней через канал на левый, то есть ближний к Калининграду остров. Причём при посадке в лодку увалень Гена вывалился из неё в воду, но, будучи в проолифенке, не промок.
Переправлялись мы сразу втроём, сидя с рюкзаками чуть ли не друг на дружке, и не перевернулись лишь благодаря отсутствию волны и судов на канале.
Температура воздуха была плюс 16 градусов, давление 743 мм, пасмурно, ветер юго-восточный, слабый. Серёжа позакидывал спиннинговые донки с обеих сторон острова - в залив и канал, а мы с Геной поставили в заливе полтора десятка балбер метрах в ста пятидесяти - двухстах от острова.
Через час поехали проверять. Сняли одного хорошего угря, а почти все остальные крючки оказались обглоданными. Мы их наживили заново червями и, объехав все балберы, начали проверку по второму кругу. Выловили леща. И так на каждом круге чего-нибудь снимали. Кроме угря поймали двух крупных окуней, одного подлещика, одну плотву крупнющую - граммов на 800, и пять лещей.
А Серёжа с берега ничего не поймал, и поклёвок не было. Пробовал он и с лодки спиннинги забрасывать - ничего. Волной качает, поклёвок не видно. Так и остался на нулях. Мы ему пару лещей отдали в утешение.
Обратно ехать - оказалось, что я в очередной раз ключ зажигания от мотоцикла потерял, вечно карманы дырявые. А стемнело уже. Мучился с палочкой, да ещё цилиндр один заглох, и цепь растянулась до невозможности - вовсю стучала: щас порвусь! Я ведь так и не сменил её, хотя и в прошлом году ещё в Севастополе новую купил.
Но доехали кое-как сначала до Серёжиного дома, а потом и до гаража. Я дал себе слово заняться мотоциклом и больше не рисковать с такой цепью.
На следующий день я чистил, жарил рыбу и варил уху (а перед этим мы своими грибами кормились - супом и жарёхой), а вечером ходили на футбол. "Балтика" встречалась с лидером зоны - клайпедским "Атлантасом", но выиграть не смогла - 0:0. К этому времени она третье место вышла в зоне, очень лихо несколько матчей дома сыграла в июле, пока мы в Севастополе были.
Днём Гена играл в настольный теннис с Михалычем и Димой. Михалыч ему очень понравился, а Диме он удивлялся:
- Ну, и зять у тебя! Как не получается у него - злится, нервничает, переживает так, словно последнюю корову проигрывает...
А я на Иринку разозлился. Просил её забрать рыбу придти, чтобы своих там на Зарайской угостила, отложил им крупного леща. Явилась только к вечеру (уже сутки как рыба поймана) с Мишей, поели у нас жареной рыбки с удовольствием, а туда нести - сморщила нос: её ещё чи-и-стить надо! На готовенькое - с удовольствием, а самой приготовить - не очень-то...

20 августа Митя с Геной поехали в компании с Серёжей Лебле, Лёшей Буздиным и его дочкой Катькой на дизеле в Богатово за грибами, а я остался в гараже с мотоциклом возиться - цепь менял. Грибники наши - Митя с Геной привезли полный рюкзак и полкорзины молодых опят, 11 подберёзовиков, 6 белых и 5 польских. Но и поплутали там в крапивных джунглях. Шли, шли, шли и пришли в такое место - ров с трёх сторон с водой глубокий, хоть обратно иди по дебрям. Ели перебрались по какому-то бревну хилому.
Дети держались геройски, вот только на обратном пути в дизеле Катька извертелась вся и Мите ни минуты покоя не давала, приставала, щипала...
21 августа приехала Сашуля. Без неё я, надо сказать, подзамаялся слегка - и в мероприятиях участвовать, и грибы-рыбу чистить, и с мотоциклом возиться, и готовить, и посуду мыть, а Гену с Митей привлекать - только сутолоку на кухне создавать, дольше объяснять - чего да как, да где что лежит, чем самому всё сделать. А тут ещё эта прорва опят! Сашуля их нажарила и по банкам разложила, одну Гене с собой дала.
22 августа целый день в гараже искал, где у меня коротит электрическая цепь в мотоцикле, извёлся весь. Оказалось - крышка картера, снятая при замене цепи, на клемме катушки зажигания лежала, точнее, касалась её. А я в фаре все соединения перебирал до посинения!
А Сашуля с Геной и Митей на заставе малину собирали. Набрали много и крупной.

17 февраля 1987 г., кирха
23 августа я ездил с Митей и Мишей в Зеленоградск (Гена по гостям в Ладушкин отправился). Температура воздуха была плюс 26 градусов, а воды в море - 17. Миша с визгом носился голышом по краешку мокрой песчаной полосы, омываемой волнами, опасливо забегая по щиколотки в воду в промежутках между набегавшими бурунами, и орал, счастливо возбуждённый:
- Я купаюсь! Я купаюсь!
Когда шли по Зеленоградску, и Миша отстал от нас с Митей на несколько метров, чем-то увлекшись, то, увидев, что мы слишком удалились от него, завопил на всю улицу:
- Деда! Подожди!
Это "деда!" как-то странно откликнулось во мне: неужели, в самом деле, я - дед? До сих пор привыкнуть не могу, хоть уже и третий год внуку. Вот, идут они с Митей - чем не братцы?
Иринка с Димой уехали в Ленинград. Зятёк мой любимый и от Рамхена ушёл со скандалом (а писал ли я, что Дима со "Скорой" к Рамхену перешёл работать? Он ведь и на "Скорой" просто не ужился, поскандалил с кем-то - то ли с больным, то ли с врачом) - поругался с медсестрой, оскорбился или сам оскорбил, психанул, ушёл с дежурства, и даже Михалыч не смог его уговорить вернуться. Потом они с его мамочкой куда-то ходили, в райздравотдел, кажется, характеристику положительную для института выпрашивать, а как с Рамхеном расстались - даже не знаю.
Вот козёл! И, главное, осталось-то всего ничего дотянуть, знает же, что вся эта работа его только ради справки, чтобы в институте восстановиться. А не восстановят - и Бог с ним. Пусть тут сам под приглядом матери будет да Мишу пасёт, хоть в этом от него толк какой-то может быть. В Ленинграде же он Иринке только мешать заниматься будет со своими фокусами.
Вот и сейчас Иринка с ним поехала в Ленинград раньше времени - каникулы ещё не кончились, чтобы опекать его там, пока он восстанавливаться будет, а Мишу в ясли сама так и не поводила - на бабулю, то есть на Сашулю повесила приучать его к яслям. Тоже птица!
Ей, конечно, не позавидуешь - с мужем больше приходится нянчиться, чем с сыном.
26 августа мы с Митей и Геной ездили на лодочную станцию, брали там лодку и ставили балберы на том же месте, где и в предыдущую удачную рыбалку. И погода примерно такая же была, только поймали мы в этот раз всего одну плотву заблудшую. И у других рыбаков с балберами тоже глухо было. Говорят, ЦБЗ гадость сбросил какую-то, и вся рыба, которая не подохла, слиняла из этих мест.
27 августа уехал Гена, вполне довольный проведённым отпуском.
31 августа - последний день лета, последний день Митиных каникул. Ездили с ним на мотоцикле в Правдинск и на Правдинскую ГЭС. Никак к ней сначала подобраться не могли, то с одного берега Лавы пытались подъехать, то с другого, но пробрались всё же, и на самой плотине побывали, Хоть и не большая ГЭС, конечно, но всё равно впечатление производит. Хорошо прокатились, понравилось обоим.
А Миша в этот день впервые пошёл в ясли. С рёвом с бабулей расставался, и рёв этот стал у него правилом.

Сентябрь выдался холодный. Температура воздуха днём бывала в пределах от плюс 8 до плюс 18 градусов, но чаще всего плюс 13. Грибов практически не было. Подтвердилась примета, которую Митя вычитал в "Лесном счастье": если опята ранние, а после них сыроежки пошли - грибов не будет. Так и оказалось. Ещё в начале сентября во Владимирове одиночные подберёзовики попадались, а к 20-му числу лес там напрочь опустел, да и на базаре грибов не было. Впервые мы на зиму без солёных-маринованных грибов остались, так, чуть-чуть, груздей, сыроежек и горькушек засолили.

На "Балтику" мы до конца сезона с Митей ходили регулярно, не пропустили ни одной игры. После ничьей с "Атлантасом" "Балтика" все домашние игры выиграла, да и на выезде сыграла лучше, чем в первом круге, у "Днепра" в гостях реванш взяла (2:0, кажется) и закончила в итоге соревнования в зоне на 3-м месте после "Нистру" и "Атлантаса".
"Балтика" - почиён!" - как Миша говорит.
Сезон этот был, конечно, сезоном Арсеньева. Да и остальные ветераны хорошо сыграли - Бирюков, Войтюк, Артёмов. А вот молодёжи яркой не появилось. Блеснул Чагин в двух играх, да неплохо вроде бы вписались Гуменюк с Цветиновичем, но и только.
А про "Зенит" и писать даже не хочется. Еле удержался в высшей лиге, чемпион! Просадил "Брюгге" на Кубок УЕФА в гостях 0:5!

(продолжение следует)

Главная страница Путеводитель по "Запискам рыболова-любителя"