216

В первых числах сентября приехали из Владимира Сашулины родители и привезли Митю. 8-го числа мы с тестем ездили на мотоцикле за грибами за Полесск, на 69-й километр, там по словам Лексутова белые грибы прямо вдоль дороги растут. Белых мы, однако, не нашли. Как потом выяснилось, искать их, действительно, нужно было прямо вдоль дороги, не заходя в лес, тёмный и кишевший свинушками, но с краю обсаженный дубами, под которыми белые и росли.
По какому-то просёлку мы углубились в лес, проехали километра два влево от шоссе и стали искать грибы там. Сначала нашли на просеке несколько подосиновиков, потом стали попадаться исключительно горькушки и свинушки, причём в жутких количествах. Наконец, вышли на какое-то сравнительно низкое место, где росли черноголовые подберёзовики, которых мы набрали 80 штук. Перед самым уходом наткнулись около мотоцикла на опят, но их было немного. Обратно ехали под проливным дождём почти всю дорогу, но тесть стойко перенёс это купание. Зато уж дома отогрелись водочкой.
10-го мы с Серёжей поехали на рыбалку вдвоём, решили добраться-таки до пресловутого Матросово, вблизи которого весной рыбачили на маленьком канале. Николай Степанович ещё не отошёл от поездки за грибами и с нами не поехал: - Далеко, мол, съездите сначала без меня, а я посмотрю, что у вас получится. И остался дома пиво пить (эта страсть с годами у него всё усиливалась, тесть толстел и сам становился похожим на пивную бочку).
Выехали мы затемно, часов в семь были уже в Головкино. Паром функционировал по-настоящему. Его таскал, приткнувшись бортом, какой-то обшарпанный катер, невесть как умудрявшийся развернуться в крошечных бухточках для причаливания. Вместе с нами за Немонин перебрались ещё две легковые машины с рыбаками. Два километра мощёной булыжником дороги, обсаженной старыми берёзами, мимо дамбы, по которой мы ходили на канал, через гнилой деревянный мост, под которым что-то вроде пруда, и вот домики, и дорога упирается прямо в реку.
Вот она - Матросовка! Быстрая, широкая, такая же как Немонин. Немецкие домики, облупленные, но жилые, тянутся в один ряд вдоль реки и слева, и справа, и на том берегу. Это и есть то самое Матросово. Переправы никакой не видно, но остатки причала есть. При немцах, видимо, здесь тоже был паром. Легковые машины, приехавшие с нами, поехали влево, и мы отправились за ними.
Сразу за последними домами - открытый низкий берег... усеянный рыболовами, явно не местными, приехавшими на машинах, мотоциклах. Встали и мы среди них. Пока разматывали удочки, ближайший к нам сосед выволок здоровенную плотву. Нас охватило возбуждение, мы заторопились, но приспособиться к новому месту удалось не сразу - неизвестные глубины, быстрое течение, зацепы. К полудню только освоились. Зато потом в течение двух часов, с часу до трёх, я поймал 20 крупнющих плотвин, каких удавалось только этой зимой со льда вытаскивать, и три подлещика, тоже крупных, всё на хлеб. Когда дома я вывалил улов в таз, Николай Степанович ахнул и начал сокрушаться, что не поехал с нами.
Через неделю - 16 сентября мы отправились в Матросово уже втроём. Дул сильнейший западный ветер, вода в Немонине и в Матросовке поднялась на метр. Ловить было практически невозможно, ветер выворачивал удилища из рук, волны захлёстывали поплавок. Берег слева, где мы рыбачили в прошлый раз, был полузатоплен. Какой-то мужик для интереса закинул удочку в здоровенную лужу, разлившуюся на берегу, и всем на удивление вытащил оттуда плотву. Мы с Серёжей сумели выловить по рыбине из речки, но ветер не стихал, вода прибывала на берег, негде было манатки положить. Пришлось смотаться. Решили ехать на Полесский канал, где склоны дамбы и деревья на ней защищают от западного ветра.
Когда подъехали к Немонину, увидели, что паром на той стороне и на катер, похоже, никого нет. В ожидании парома перекусили, потом мы с Серёжей размотали по удочке и забросили в заводь прямо с мостков рядом с причалом для парома. В заводи было тихо, глубина чуть больше метра. И надо же! - сразу заклевало. Попадались плотвицы, густёра, краснопёрки. Чаще мелочь и средненькие, но изредка и весьма приличные. Николай Степанович смотрел на нас сначала снисходительно, а потом не выдержал, тоже размотал удочку и присоединился к нам. Так мы и прорыбачили там оставшееся до вечера время. Удачнее ловил Серёжа, мы с тестем вдвоём от силы пару килограммов набрали, а он один и по количеству больше и покрупнее наловил, ловили же плечом к плечу.
Ещё через неделю - 23-го, поехали снова, опять втроём. В этот раз ловили справа от последних домов в Матросово. Слева было много народу, и там рыбинспектор проверял рыболовные билеты - новшество, введённое с этого года, нещадно штрафуя по десятке безбилетников (и это, казалось бы, в такой глуши!). Я буквально накануне предыдущей рыбалки вступил в общество охотников и рыболовов, обладал теперь членским билетом и никакого рыбнадзора не боялся. Серёжа же всё никак не мог собраться, ну и тесть, конечно, тоже был бесправным, так что мы решили не рисковать и убрались от рыбинспекции подальше: по берегу направо.
Там тоже рыбачили и весьма успешно приезжие калининградцы. Мне здесь удача сопутствовала меньше, чем в первый раз слева, однако три кило рыбы я изловил. А Серёжа с Николаем Степановичем вообще куда-то исчезли. Оказалось, ловили в канаве глубиной в метр и шириной в два, соединяющейся с Матросовкой, и наловили больше моего каждый. Правда, у них плотва помельче была. У нас с тестем на двоих оказалось 120 штук - дома посчитали.
На обратном пути в Полесске взяли две бутылки водки и одну из них Николай Степанович с Серёжей трахнули на обочине дороги в Славянском, где мы специально для этого остановились. После чего Серёжу (с этого дела) так развезло, что я, боясь, как бы он с седла не свалился, усадил его в коляску, а тестя - позади себя. В коляске Серёжа сначала горланил песни, а потом уснул. Закалённый же тесть уверенно восседал сзади как ни в чём не бывало.
И снова через неделю, в последний день сентября, мы в Матросово, теперь только вдвоём с Серёжей, рыбачили слева. Я наловил пять килограммов: шесть подлещиков, остальное - крупная плотва, всё на хлеб. Серёжа же - почти в нуле. Бывает и так.

(продолжение следует)

Главная страница Путеводитель по "Запискам рыболова-любителя"